Науки отрасли питают

В Санкт-Петербургском научном центре РАН на днях прошло первое — по сути, установочное — заседание объединенного научного совета по междисциплинарным проблемам транспортных систем.

Такие советы начали создавать в конце 2015 года. В Петербургском НЦ утверждены составы междисциплинарных объединений по 13 направлениям — от базовых физматнаук и подготовки кадров до прикладных — по проблемам энергетики, материаловедения и агропромышленного комплекса. Входящим в их состав ученым, руководителям отраслевых институтов и профильных предприятий, представителям профессиональных общественных объединений предстоит сейчас понять, как академическая и отраслевая наука может включиться в процесс развития (реформирования, модернизации, повышения эффективности, совершенствования и т. д.) той или иной отрасли российской экономики. В том числе и транспортной системы — базового элемента развития страны.
Ученые могут дать народному хозяйству многое, если сумеют преодолеть ведомственную разобщенность и привыкнут работать над масштабными проблемами сообща. Генеральное направление этой работы в общих чертах изложил замминистра транспорта Николай Асаулов — его доклад был посвящен трем возможным сценариям обновленной транспортной стратегии России. А председатель объединенного совета Олег Белый конкретизировал
главные задачи, разложив их по 14 перспективным научным направлениям. И практически по каждому у петербургских ученых уже готовы или разрабатываются инновационные подходы, способные кардинально улучшить ситуацию на транспорте.
В России идет активное формирование рынка транспортных услуг, а значит, необходимо создание единого информационного пространства и новая система управления отраслью, обеспечивающая рациональное взаимодействие всех составляющих. Как и куда пойдет реформирование? Эксперименты лучше проводить не на людях и реальных проектах, а стало быть, транспортникам пригодятся научные методы композиционного и математического моделирования, геоинформационные модели и технологии «сборки» больших систем. Не обойтись без инновационных решений и при разработке основ теории безопасности, создания высокоскоростного транспорта следующего поколения, новых видов топлива, снижения экологических рисков и т. д.
Координировать исследовательские проекты по этим направлениям, реализуемые различными институтами и научными подразделениями, будет объединенный совет по междисциплинарным проблемам транспортных систем СПб НЦ РАН.

Ксения КАЙСАЦКАЯ
(Санкт-Петербургские ведомости №73 (5690) 26 апреля 2016 года, стр.2)