Проект «Наука — школе», часть 3

Генетика, эволюция, человек

С.Г. Инге-Вечтомов, академик РАН, зав. кафедрой генетики и селекции СПБГУ

1. Теория эволюции: от Античности до ЕвросоюзаСовсем недавно (2009 г.) прошел год двойного юбилея Ч.Дарвина [Илл.2]. Исполнилось 200 лет со дня его рождения и 150 лет его труда «О происхождении видов путем естественного отбора или сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Значение этого труда не только в том, что он впервые обосновал естественно-научный принцип эволюционных преобразований. Идея эволюции принадлежит не Дарвину.

Вспомним, например, Тита Лукреция Кара («О природе вещей», I век до нашей эры). Поэма Тита Лукреция Кара (римского поэта и философа 1 в. до н.э., продолжателя линии Демокрита-Эпикура): «… И на деревьях плоды не имели бы стойкого вида, Но изменялись бы все произвольно на дереве каждом» говорит он, аргументируя материальную природу наследственности. Попутно отметим, что у Лукреция мы находим и первые представления об изменчивости и, если угодно, даже о естественном отборе:

«…Пробуя все сочетанья и всякие роды движенья,

Тельца первичные так напоследок сошлись, что нежданно

Сделались многих великих вещей постоянной причиной:

Моря, земли, небосвода и всякого рода животных…

… Много земля сотворила уродов, безногих, безруких,

Рта совершенно лишенных, подчас со слепой головою…

Много диковин и чудищ земля создала в этом роде.

Но понапрасну. Природа развитие им преградила,

Сил не хватало у них, чтобы зрелости полной достигнуть,

Чтобы достать себе корм и сходиться для дела Венеры…

…В ту пору многие виды животных должны были сгинуть

И не могли свою жизнь продолжать, размножая потомство.

Виды же те, что доныне вдыхают живительный воздух,

Испокон века от гибели племя свое сохраняют

Хитростью, или отвагой, или же ловким притворством.»

Вот вам и естественный отбор!

Споры о «значении Дарвина» не утихают до сих пор. В этих спорах – два аспекта:

I. Прежде всего, сторонники религиозной точки зрения на происхождение всего сущего, сторонники акта божественного творения, особенно в отношении человека, понимают, что просто не замечать или нацело отрицать Дарвинизм уже очень трудно. Именно здесь подвизаются т.н. креационисты (от creation – творение), пытающиеся подвести «научную» аргументацию под акт божественного творения как альтернативу эволюционной теории, а по сути возвращающие нас в до-дарвиновское состояние. Сам Дарвин получил вполне религиозное воспитание и нелегко пересмотрел свое мировоззрение под влиянием сделанных им наблюдений, которые и легли в основу теории эволюции на основе естественного отбора. Дарвин заменил понятие «Бога» как творца всего сущего и живых существ в том числе, на понятие «естественный отбор» как естественнонаучный принцип постепенного совершенствования живых систем.

Особенно происхождение человека как биологического объекта путем естественного отбора – нанесло сильнейший удар по религиозным предрассудкам о сотворении человека.

Недавно принята «Декларация» Европарламента о запрете преподавания креацианизма в школе - на 2009 г ее подписали 49 государств. Россия на тот момент была последней – 49-й.

II. Второй аспект – Устарел ли Дарвин? Ответ однозначный – нет!

А возникает этот тезис (об устарелости Дарвина), в связи с тем, что мы начинаем все лучше понимать, как происходит эволюция. Значение отбора обычно не подвергается сомнению. Ставится вопрос о механизмах отбора и о том, что отбирается. Споры эти долго еще не утихнут, поскольку эволюция основывается на всех особенностях биологической организации. А все особенности биологической организации мы до сих пор не знаем, хотя биология развивается стремительными темпами. Мы постоянно узнаем много нового. И сейчас мы знаем больше Дарвина, но его теория остается в силе, и, если нам трудно наблюдать ход эволюции (это процесс, идущий в течение миллионов лет), то следствия ее, предсказуемые теорией, вполне доступны экспериментальной проверке. Подтверждений полно.

2. Чего не хватало Дарвину.

Историческая судьба Дарвинизма интересна сама по себе и весьма поучительна. Остается восхищаться, как Дарвин смог сформулировать свою эволюционную теорию, опираясь на представление о виде, которое до сих пор не сформировалось окончательно. Это лишний раз подчеркивает гениальность Дарвина. Решающую роль в «осовременивании» Дарвинизма, также как и вообще в превращении биологии в точную науку, сыграла генетика. Как удачно выразился профессор МГУ М.М.Асланян, справедливость теории Дарвина стала очевидной особенно с переносом акцента с «происхождения видов» на «происхождение генов».

Собственная судьба генетики полна драматизма. Я при этом не имею в виду судьбу генетики в нашей стране (СССР), поскольку это не столько драматизм, сколько идиотизм с трагическими последствиями. Об этом нужно говорить отдельно. Я имею в виду другое. Рождение генетики – пример драмы научных идей – первого рода. Это – драма преждевременного открытия. Когда в 1865 г Г.И.Мендель [Илл. 3] доложил о своих открытиях на заседании Брюннского общества испытателей природы, его не поняли, «не услышали», не были готовы. И не понимали его исследователи-биологи до 1900 г, когда менделевские законы были переоткрыты в трех разных странах. И не верно говорить, что работу Менделя не знали до 1900 г. Ее цитировала, даже Британская энциклопедия.

Дело - в другом. Должен был подойти фронт науки, что и произошло к 1900 г. Развилась цитология – наука о клетке. Развилась эмбриология – наука об индивидуальном развитии. Законы Менделя должны быть известны присутствующим из школьного курса биологии. [Илл.4] Тут суммированы все три закона Менделя, которые можно наблюдать в индивидуальных скрещиваниях.

3. Союз Дарвинизма и генетики – любовь не с первого взгляда.

Именно генетике суждено было послужить обоснованию и развитию Дарвинизма, приблизиться к механизмам, на которые опирается эволюция. Произошло это, однако, не сразу. И молодой менделизм (начала прошлого века) был активно анти-дарвинистическим. Дело было так.

Напомню, что Дарвин в своем труде рассматривал три важнейших фактора эволюции: наследственность, изменчивость, отбор. Отбор обосновал сам Дарвин. Механизмы наследования признаков дал Мендель. Хромосомную теорию наследственности и теорию гена дал Т.Х.Морган [Илл. 5]. (Нобелевский лауреат 1933). Представления о строении хромосом [Илл.6] продолжают уточнять и в наши дни. Трое исследователей [Илл. 7] удостоены Нобелевской премии в 2009 г. за изучение теломеров – структур, ограничивающих концы хромосом, что само по себе показательно. (Замечу в скобках – обидно, что при этом забыли нашего соотечественника – А.Оловникова [Илл. 8], идеи которого послужили обоснованием этого направления исследований еще в 1971 г.).

Дарвин, говоря об изменчивости, рассматривал два типа изменчивости – неопределенную, которая, в общем, соответствует нашим представлениям о наследственной изменчивости. Она по Дарвину и служит материалом, с которым работает естественный отбор. Он отбирает небольшие неопределенные изменения, которые постепенно, поколение за поколением улучшают приспособительные характеристики организмов.

Второй тип изменчивости по Дарвину – определенная, или адаптивная изменчивость. Она по нашим представлениям соответствует не наследственной, или модификационной изменчивости, которая играет второстепенную роль в ходе естественного отбора.

Вот в этой области и возникло исторически кратковременное противостояние Менделизма (генетики) и Дарвинизма. Дело в том, что в 1901 г. голландец Гуго Де Фриз [Илл. 9] (один из ученых переоткрывших законы Менделя) сформулировал мутационную теорию происхождения видов. Де Фриз настаивал, что виды возникают путем резких – скачкообразных, или мутационных изменений, которые, как он думал он открыл. По Де Фризу мутации сразу порождают новые виды, и естественный отбор при этом не нужен. На самом деле мутации действительно существуют, как вскоре показал Морган и др., но то с чем имел дело Де Фриз вовсе не было мутациями. Довольно скоро – в районе 1910 – 1915 гг. противостояние генетики и Дарвинизма прекратилось. В значительной степени благодаря развитию генетики популяций, которая обосновала математически строгое представление о том, как наследуются признаки (те же мутации) в больших массивах изолированных сообществ организмов. Оказалось. Что законы наследования Менделя применимы не только к индивидуальным, но и к массовым скрещиваниям в природных популяциях. В итоге, ближе к середине ХХ века, родилась т.н. синтетическая теория эволюции, которая объединила генетику и Дарвинизм. Согласно этой теории популяция – единица эволюционного процесса. И, по мнению многих современных биологов - эволюционистов, закономерности микроэволюции (термин Ю.А.Филипченко, 1927, основавшего в 1919 г. первую в нашей стране кафедру генетики, которую я имею честь здесь представлять), или популяционно-генетические закономерности лежат в основе макроэволюции (его же термин), т.е. в основе возникновения новых видов и таксонов более высокого ранга. По этому вопросу, правда, также идут споры до сих пор. Итак, к 50-м гг. ХХ в. возникла СТЭ, одним из творцов которой был Ф.Г.Добржанский – сотрудник Ю.А.Филипченко, которого последний отправил в США к Моргану в 1927 г. Добржанский не вернулся, и унаследовал школу Моргана, превратив ее в школу эволюционной генетики.

4. ДНК и молекулярная генетика.

Огромное значение для развития и биологии в целом и теории эволюции как ее квинтэссенции имело возникновение и быстрый прогресс молекулярной генетики. 1953 г. – публикация величайшего открытия ХХ в. – структуры ДНК Уотсоном и Криком [Илл.10] (Нобелевская премия 1962). Читайте книжку Дж. Уотсона 1968 г «Двойная спираль». Это открытие решило сразу три проблемы [Илл. 11]: что такое ген – это участок молекулы ДНК со специфическим чередованием нуклеотидов; что такое мутация – изменение этого чередования нуклеотидов; что такое воспроизведение генов – это репликация (воспроизведение) молекул ДНК. К концу ХХ в. ученые научились читать эти самые последовательности нуклеотидов и тем самым смотреть непосредственно, как изменяется генетический материал (гены, геномы) в ходе эволюции [Илл.12].

Результатом этих исследований стали современные представления о блочной эволюции генов, о возникновении новых генов на молекулярном уровне. Один из молекулярных эволюционистов – Сусумо Оно предположил, что новые гены возникают из блоков (из кусков) ранее существовавших генов. Сначала происходит удвоение – дупликация, или повторение генетического материала, а затем уже одна из дуплицированных копий продолжает выполнять свои функции, а другая мутирует и служит источником запасных частей, из которых собираются новые гены в ходе эволюции. Из этой теории следовало, что наряду с нормально работающими генами в генетическом материале любого вида живых существ должны быть и т.н. псевдогены, «засоренные» мутациями и потому не работающие. Действительно, многочисленные теперь, т.н. геномные проекты, занимающиеся изучением чередования нуклеотидов полных геномов, вскрыли наличие в них большого числа псевдогенов. Это хороший пример проверяемых следствий из теории эволюции.

5. Эколого-генетический синтез.

Следующим важным событием в развитии эволюционной теории будет новый синтез – эколого-генетический синтез. Дело в том, что эволюционируют не отдельные виды, а их сообщества – экосистемы, в которых организмы разных видов взаимодействуют между собой и с окружающей средой. Эволюционируют пищевые цепи и пищевые сети. Кто кого ест, кто на ком паразитирует и кто с кем находится в симбиотических отношениях. На самом деле эволюционирует биосфера в целом. Этот новый синтез происходит на наших глазах. Простой пример – человек тоже экологическая ниша. Каждый из нас носит около 2 кг бактерий, принадлежащих к сотням видов, часть из которых науке еще неизвестны. Некоторые из них нам просто необходимы. Так, например, некоторые люди не могут усваивать молочный сахар. Это наследственный признак. Наличие в нашем кишечнике бактерий Lactobacillus компенсирует этот дефект.

6. Человек - странный плод на древе эволюции.

Возвращаясь к специфике человека как биологического объекта, следует отметить, прежде всего, две его особенности по сравнению с другими организмами: (1) по отношению к эволюционному процессу и (2) взаимоотношения с окружающей средой.

Одним из важнейших выводов современной теории эволюции является положение о том, что человек как биологический вид, будучи продуктом естественного отбора, относится к классу позвоночных (как и все животные), семейству гоминид (как и человекообразные обезьяны). От остальных живых существ человека отличает то, что он практически закончил свою биологическую эволюцию (около 300-100 000 лет назад), поскольку отбор в человеческом обществе утратил роль основного фактора, ответственного за образование новых форм. Работает только одна форма отбора – стабилизирующий отбор, который производит выбраковку особенно вредных мутаций, несовместимых с жизнеспособностью организма. Тем не менее, относительно слабые мутации, которые снижают жизнеспособность, сохраняются в человеческих популяциях. Вспомним болезнь Дауна – наличие лишней 21-й хромосомы. Это еще цветочки.

В то же время неверно говорить, что эволюция человека прекратилась. Эволюция человека перешла в иную - социальную сферу, в которой определяющую роль играют мораль, этика и др. гуманитарные факторы. Отсюда – развитие медицины и – сохранение многих наследственных болезней в человеческом обществе.

Два примера, на мой взгляд, убедительно иллюстрирующие утверждение о небиологической, а социальной форме эволюции человека.

Первое. Всем известна судьба «детей-маугли», похищенных и воспитанных животными. Эти дети не могут вернуться к нормальной жизни среди людей. Огромна роль социального опыта, приобретаемого на ранних стадиях развития, именно в обществе себе подобных.

Второе. Согласно эволюционной теории, для того чтобы позвоночные, выйдя на сушу, смогли подняться в воздух и полететь потребовались миллионы лет. При этом менялась морфология, обмен веществ и пр. Само собой менялся генетический материал. Человек вышел в космос в течение двух поколений. Это – чисто культурное, технологическое достижение, не сопровождавшееся никакими морфологическими изменениями, никакими генетическими сдвигами.

Тем не менее, человек остается вполне биологическим существом, подчиняющимся подавляющему числу биологических закономерностей. В том числе и генетическим закономерностям наследования (в соответствии в менделевской схемой) отдельных, элементарных признаков, различий по этим признакам: цвет глаз, волос, форма ушей, характер обмена веществ, тип нервной деятельности – темперамент и т.д. Отбор прекратил, или практически прекратил действовать на человека, разве что погибают носители очень грубых наследственных аномалий, в чем легко убедиться исследовав спонтанных абортусов. Среди них очень высока частота хромосомных нарушений.

При этом мутационный процесс продолжается и возникает то, что мы называем генетическим грузом. Возникающие мутации чаще всего рецессивны, т.е. они не проявляются в гетерозиготе – при наличии второй, нормальной хромосомы (копии гена). Далее по законам популяционной генетики эти мутации выходят в гомозиготу и проявляют свое неблагоприятное действие. Известно несколько тысяч наследственных болезней, не поддающихся излечению, среди которых синдром Дауна (лишняя 21-я хромосома) – один из самых безобидных. Благодаря успехам медицины Дауны теперь живут дольше (что хорошо?) доживают до половой зрелости и могут оставлять потомство (что, несомненно, плохо!).

Другой пример нашей недальновидности. Наука борется за продление человеческой жизни. При этом известно, что по статистике после 85 лет каждый третий болен болезнью Альцгеймера (старческое слабоумие), которая неизлечима. Это независимо от наличия наследственной предрасположенности к болезни Альцгеймера. Если такая предрасположенность есть, то болезнь развивается значительно раньше – годам к 50-60.

Еще одна важная особенность, характерная для человека и отличающая его от животных это – умение (не всегда разумное) создавать свою собственную среду обитания, а не пассивно к ней приспосабливаться, в крайнем случае, выбирать подходящую среду обитания. Умение активно взаимодействовать с окружающей средой, воздействовать на нее, вообще характерны для животных, особенно млекопитающих, но человек в этом отношении достиг подлинного совершенства. Он сам создает среду обитания для себя.

Именно упомянутые две отличительные особенности, определяющие специфику человека как биологического объекта и определили появление во второй половине прошлого века генетической токсикологии. Предмет генетической токсикологии – изучение любых воздействий на генетический материал человека, потенциально способных вызвать повышение частоты мутаций и тем самым увеличить генетический груз - груз наследственных заболеваний в человеческом обществе. Это особенно актуально в связи с тем, что человек постоянно ищет и изобретает новые источники энергии, новые химические вещества: лекарства, пищевые добавки, химикаты для сельского хозяйства и т.д. Уже давно в международной практике условием для производства и выхода на рынок новых химических соединений является доказательство их генетической безопасности, т.е. отсутствие у них генетической (мутагенной) активности.

Это непростая задача, о чем говорят данные Европарламента, обсуждающего сейчас новое химическое законодательство: примерно из 100 000 химических соединений, появившихся на рынке до 1981 г недостаточно охарактеризованы 99%. Примерно 3000 новых веществ, появившихся после 1981 г должны пройти тестирование на генетическую активность.

Не нужно думать, что возникновение заболеваний, обусловленных повреждением генетического материала – удел следующих поколений. Хорошо известно, что генетическая активность тех или иных воздействий более, чем на 90% коррелирует с их канцерогенной активностью. Поэтому выявление и изъятие факторов окружающей среды, имеющих генетическую активность, это одновременно и снижение риска онкологических заболеваний, которые как причина смертности у человека находятся на втором месте после сердечно-сосудистых заболеваний.]

7. Что делать? Что такое евгеника? Есть ли повод для оптимизма?

Достаточно ли такого подхода для полного избавления человечества от генетического груза? Ответ, к сожалению – отрицательный. Если мы уменьшим до минимума содержание генетически активных факторов в окружающей среде или, даже полностью от них избавимся, спонтанный мутационный процесс и другие типы спонтанной генетической изменчивости будут медленно, но неуклонно пополнять генетический груз человечества. Еще важнее то, что на долю вновь возникающего в каждом поколении генетического груза приходится лишь ничтожная его часть. Основной вклад в общую сумму генетического груза вносят рецессивные аномалии, сохраняющиеся в гетерозиготе и вновь выщепляющиеся в каждом поколении. Реальное уменьшение генетического груза связано с процедурами медико-генетического консультирования, которые восходят к евгенике – науке, изобретенной Ф.Гальтоном (полукузеном Ч.Дарвина) [Илл.13] в конце XIX в. Это пример драмы идей второго рода, когда пытались применять на практике то, что еще не созрело, даже в теории. Не говоря о том, что в Германии тридцатых-сороковых, все это было густо приправлено расизмом. Итог – дискредитация здорового начала.

Если говорить о медико-генетическом консультировании, то врач-генетик может определить на ранних стадиях беременности наличие наследственных аномалий у плода. Существуют методы оценки вероятности рождения детей с наследственными аномалиями на основании знания родословных вступающих в брак людей. Правда, мало кто из нас может похвастать доскональным знанием собственной родословной. Наконец, разработаны методы определения гетерозиготного носительства наследственных аномалий. На основании всех этих подходов и получаемых сведений возможно планирование семьи, а в сочетании с данными генетической токсикологии можно достигнуть минимизации генетического груза. По настоящему оценить значение этих тенденций могу только те, кто испытывал тяжелейшие моральные страдания, связанные с уходом за неизлечимыми наследственными больными в семье или с необходимостью расставания с ними, при помещении их в специальные медицинские учреждения.

8. Заключение. Человек как фактор эволюции.

Итак, развивая «эволюционные достижения» своих предков - млекопитающих животных, человек не только преуспел в выборе более благоприятной для себя среды обитания, но (!) и научился воздействовать на эту самую среду, создавая искусственные ниши для собственного существования. Ярким примером искусственных экосистем служат агроэкосистемы с доминирующими в них отдельными культурами – зерновыми, овощными и т.д. Огромные пространства, засеянные монокультурой, будь то рожь, пшеница, кукуруза, картофель и т.п., - яркий пример уменьшения биологического разнообразия экосистем. Это и пример уменьшения генетического разнообразия растений, введенных в культуру, поскольку селекция обедняет генофонд, отбирая формы более продуктивные в искусственных или контролируемых человеком экосистемах, но отнюдь не в естественных условиях дикой природы. Воздействуя на окружающую среду, человек создает новые условия существования и для диких видов растений, животных и микроорганизмов. Большое влияние оказывает человек и на естественные экосистемы путем переселения видов в новые для них условия. Это происходит не только в результате сознательной интродукции растений и животных с целью развития сельского хозяйства, но и вследствие т. н. биологического загрязнения, когда такое переселение видов происходит неконтролируемо в результате перемещения их с транспортными потоками. Все это свидетельствует о том, что человек сам стал фактором эволюции, меняющим направления отбора и, что еще хуже – элиминирующим многие виды животных и растений, порой мало изученные или вовсе неизвестные науке. Отсюда очевидно, что человек сам, будучи продуктом биологической эволюции, несет ответственность за ее дальнейшее направление на нашей планете.

 

 

Вводные замечания

1. В настоящее время наше образование и, в первую очередь, школьное образование переживает не лучшие времена. Это связано, прежде всего, с периодом увлечения всевозможными реформами. Учитывая это обстоятельство, как вы знаете, существует целый ряд внешкольных курсов и циклов лекций, которые стремятся предоставить возможность для повышения квалификации и расширения возможности для совершенствования работы учителей и старших школьников. На этом фоне логичен вопрос: для чего мы вас собрали здесь в СПбНЦ?

Основная наша задача показать некоторые проблемы современной науки, которые помогут сориентироваться в том, каковы требования академической науки и науки в высшей школе, а значит каковы требования к тем выпускникам средней школы, которые намерены связать свою судьбу с Наукой, с высшим образованием. Беда в том, что нарастает разрыв между школьным и университетским образованием. Выпускники школы все меньше получают основы рационального мировоззрения, которое и есть научное знание. Школьники все слабее ориентированы на умение организовать свое мышление. Об этом можно судить по структуре ответов не только на вступительных экзаменах в ВУЗ, но и по структуре ответов уже студентов, сдающих свои зачеты и экзамены по выбранным специальностям. Я обычно прошу студентов составить план ответа, с чем справляются далеко не все студенты. Это значит, что молодые люди не умеют выделить главное и отделить существенное от второстепенного.

В наших лекциях по актуальным проблемам современной науки мы познакомим вас с действующими учеными: академиками, профессорами, преподавателями Высшей школы. Постараемся показать, что известно и что не известно в обсуждаемых проблемах. Пожалуйста, спрашивайте, не стесняйтесь, предлагайте проблемы, которые стоит обсудить. Это послужит необходимой обратной связью при организации наших встреч.

Мы планируем разнообразную тематику: биология, физика, химия, гуманитарные науки. Хотим представить, как широкие – базовые проблемы, так и конкретные проблемы, которые могут предстать пред вами в новом, неожиданном ракурсе.

Начать мы решили с биологии, обязательно обратимся к проблемам окружающей среды – это то, что принято в наше время, увы, весьма нестрого называть проблемами экологии.

2. Еще несколько предварительных замечаний по существу того, чем мы займемся. Несколько слов о самой структуре научного метода. Есть такая наука о науке (эпистемология), которая занимается изучением самого научного творчества – изучает структуру научного метода познания мира. Об этом нужно было бы читать отдельную лекцию, чего я делать не буду. Отмечу только, что всякая научная работа состоит из:

(1) формулирования гипотезы, объясняющей наши наблюдения или наблюдения наших предшественников;

(2) постановки эксперимента, который дает те или иные результаты, лучше оформленные математически, т.е. числа – результаты всевозможных измерений; (3) доказательства достоверности результатов с применением математической статистики, т.е. нужно убедиться в воспроизводимости (повторяемости) результатов. В принципе это почти всё! Почему «почти»? Потому что результат нужно еще и опубликовать, донести его до «широкой научной общественности», т.е. писать тоже нужно уметь – грамотно, убедительно, доступно…. . А это базируется на общей культуре (прежде всего – гуманитарной), основы которой закладывает именно средняя школа и семья.

3. Почему это важно? Почему важно знакомство с наукой из первых рук? Потому что уровень науки в государстве отражает его конкурентно способность в современном мире. Потому что в современном мире сокращается путь между фундаментальной наукой и прикладной наукой, т.е. ее приложением к решению конкретных проблем населения страны. Именно так. И сколько не произноси заклинания: инновации, модернизация и т.п. слаще не станет. Необходимо развитие науки, подготовка кадров для науки. Это должно быть престижно, или попросту – интересно.

Так, что – попробуем.

4. Почему мы начинаем с биологии, более того – с эволюции и генетики?

Зачем нужна физика, химия, математика более или менее понятно – сядете за руль автомобиля. Да еще не дай бог застрянете…. А биология? Это наука о нас с вами. Законы биологии универсальны. И знакомясь с тем, как функционируют клетки растений, животных, микробов, мы многое узнаем о себе. Да-да, даже микробиология здесь полезна. В каждом из вас живет 2-3 кг микроорганизмов. Это сотни видов! От их сбалансированного взаимодействия и взаимодействия с нашим организмом зависит наше благополучие. Кроме того, принимая какое-то лекарство нужно понимать, что в сопроводиловке-то написано…

А центральной теорией биологии является именно теория эволюции. Не случайно Ф.Г.Добржанский говорил: «Ничто в биологии не имеет смысла вне связи с теорией эволюции». А сам Добржанский был генетик и один из (№1) создателей СТЭ. Так что он знал, что говорил. Поэтому поговорим и о генетике в связи с теорией эволюции. Ну а человек? Нам же интересно, какое все это имеет отношение к человеку, т.е. к нам с вами.  Так пожелаем друг-другу успехов!