Научно-образовательный проект "Наука-школе"
VII выпуск
ЦИКЛ ПУБЛИЧНЫХ ЛЕКЦИЙ
И
СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ
УЧЕНЫХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Выпуск посвящен Году экологии и особо охраняемых природных территорий России
Введение
Нынешний, 2017 год объявлен в нашей стране «Годом экологии. Годом особо охраняемых природных территорий России». Именно поэтому мы посвятили очередной выпуск сборника «Наука – Школе» проблемам экологии и охраны природы. Актуальность этой тематики определяют следующие обстоятельства.
Необходимость строгого понимания и употребления самого понятия «экология». Собственно экологию как науку об отношениях живых организмов с окружающей средой, существенную часть которой составляют другие организмы, не следует путать с охраной окружающей среды, хотя эти предметы очевидно тесно связаны. Последнее обстоятельство объясняет (но отнюдь не оправдывает) часто встречаемую путаницу в использовании указанных понятий.
Нужно учитывать постоянно растущее воздействие человека на окружающую его среду, которая служит также средой обитания многочисленных организмов, эволюция которых породила и самого человека, который сам стал в наше время фактором биологической эволюции на Земле. Это важно, поскольку мы еще не до конца сознаем, в какой мере человек как живое существо зависит от других организмов, составляющих биосферу. Необходимо предвидеть последствия наших поступков – прежде всего нашей хозяйственной деятельности, вольно или невольно преобразующих среду обитания самого человека и изменяющих природные экосистемы, от состояния которых зависит благополучие человека. В этой связи особое значение приобретает проблема особо охраняемых территорий, эталонных образцов естественных экосистем.
Все эти аспекты единой проблемы представлены в настоящем издании с некоторыми нюансами в понимании содержания упомянутых вопросов разными авторами.
Руководитель проекта
академик РАН С.Г. Инге-Вечтомов
- 3629 просмотров
Статьи и лекции проекта:
В результате все возрастающей хозяйственной, часто бесхозяйственной, деятельности людей усиливаются в подавляющем большинстве случаев отрицательные воздействия на природные экосистемы. Они вызывают различного рода изменения в экосистемах, которые в ряде случаев необратимы и приводят к их разрушениям или деградации. Человек, как биологический вид естественным образом входит в состав природных экосистем и хотя он их преобразует, ему далеко не безразлично к чему могут привести эти творимые им изменения. Воздействия людей на окружающую среду стали настолько интенсивными, что все чаще говорят об изменениях в биосфере, об экологических кризисах и т.п. Естественно, что проблемы взаимоотношения человеческого сообщества с окружающей средой по своей значимости выходят на первое место.
Читать полностьюМы вступили в «Год экологии и природных охраняемых территорий» в нашей стране. Это подразумевает повышенное внимание к состоянию окружающей природы, ее обитателей и той среды, в которой они живут, и живем мы с вами. Последнее заслуживает особого внимания. Человек, в отличие от других живых существ, в особенности животных, не столько выбирает для себя среду обитания, сколько изменяет ее для собственных потребностей. И, чем дальше, тем больше! Оглянитесь и вы увидите города и поселки, дороги, водные и воздушные пути сообщения, заводы, фабрики и сельско-хозяйственные предприятия, засоряющие нашу среду обитания, вспомните медицину, производящую все новые биологически-активные вещества. Человек, являясь продуктом биологической эволюции, сегодня сам стал фактором этой эволюции на Земле. Вспомните примеры преднамеренного и не преднамеренного переселения животных и растений в новые для них районы и условия обитания. Хорошо известный пример – борщевик Сосновского, не осмотрительно акклиматизированный в наших широтах. Для корма он не пригодился. Ядовит! Зато расплодился повсеместно. Как бороться с ним, не знаем. Образ современности символизирует комнатная, а то и навозная муха, пресекающая Атлантику в салоне Боинга. А в мухе что? Стоит задуматься! А что делает китайский краб в Балтийском море и как он туда попал?
Читать полностьюЗарождение геоэкологии связывают с именем немецкого географа Карла Тролля (1899-1975), который ещё в 1930-х гг. понимал под ней одну из ветвей естествознания, объединяющую экологические и географические исследования в изучении экосистем. По его мнению, термины «геоэкология» и «ландшафтная экология» являются синонимами. В России широкое использование термина «геоэкология» началось с 1970-х гг., после упоминания его известным советским географом В.Б. Сочавой (Ямковой, 2013). Впервые термин «геоэкология» был опубликован в 1966 г. Геоэкология - от греч. gē - Земля, oikos - дом и logos – учение. Как отдельная наука геоэкология окончательно сложилась в начале 1990-х гг. Позднее уже с другой смысловой нагрузкой это понятие стало использоваться не только географами, но и биологами, и геологами. В настоящее время он применяется в географических, геологических, социальных и других науках при решении проблем природоохранной направленности.
Читать полностьюОсобь (организм, индивидуум) надо признать центральным и самым конкретным объектом биологии. С одной стороны, особь есть результат и конечное звено идущего непрерывно около двух миллиардов лет эволюционного процесса. С другой стороны, в каждый момент этого времени все экологические объекты (популяции, биоценозы, экосистемы) взаимодействуют друг с другом и со средой только через конкретные особи. Поэтому, когда в ответ на мой доклад «Экология особи» Президиуму Санкт-Петербургского отделения РАН академик Ж.И. Алферов предложил считать особь квантом жизни, я, согласившись, ответил на это публикацией (Хлебович, 2004).
Читать полностьюВ 2017 г., который объявлен в России годом экологии и годом особо охраняемых природных территорий, в семнадцатый раз 22 мая отмечался Международный день биологического разнообразия (International Day for Biological Diversity). Этот праздник напоминает не только о ценности биоразнообразия, доставшейся нам от эволюции, но и о глобальной экологической проблеме, связанной с его сокращением. Следует выделить основные вехи на пути к этой дате и многолетние усилия мирового сообщества. Первым шагом было подписание в 1902 г. в Париже рядом стран Международной конвенции по охране птиц. Начало изучения и сохранения биоразнообразия положено в 1948 г., когда был создан Международный Союз по охране природы и её ресурсов (МСОП, IUCN).
Читать полностьюГенно-инженерно-модифицированные организмы (ГМО), или иначе – трансгенные организмы – это растения, животные, или микробы, в которых ввели гены из других биологических объектов. ГМО существуют уже несколько десятилетий. Их создают для того, чтобы придать живым организмам новые полезные (с точки зрения человека) свойства. Традиционно наибольший интерес общественности вызывают трансгенные растения. Первой коммерческой линией генно-инженерно-модифицированных растений (ГМР) стали томаты FLAVR SAVR, созданные компанией Монсанто и впервые разрешенные к использованию в США в 1994 году. С тех пор количество линий ГМР перевалило за четыре сотни, а посевные площади под ними занимают более 185 миллионов гектаров. Стремительное увеличение разнообразия ГМР и занятых ими сельхозугодий не могло не привлечь внимания экологов. Поэтому, совершенно не удивительно, что практически с самого начала возделывания ГМР в промышленных масштабах у ученых и общественности возникали вопросы о биобезопасности таких культур. Исследования в этом направлении ведутся уже более 20 лет , а значит можно сделать определенные выводы.
Читать полностьюСтраницы
Научные советы
- Физико-математические науки
- Нанотехнологии
- Энергетика
- Материаловедение, механика, прочность
- Информатика, управление, телекоммуникации
- Экология и природные ресурсы
- ER55
- “ESTRUSEEL” ER80
- Научно-образовательный проект "Наука-школе"
- Экология в современном мире
- Генетическая токсикология. Что это такое?
- Геоэкология как новое междисциплинарное направление на стыке географии и экологии
- Адаптивные реакции организма в меняющейся среде
- Биологическое разнообразие и проблемы его сохранения
- О том, как влияют ГМО на видовое разнообразие
- Птицы ООПТ Финского залива
- Охрана природы как культурной ценности
- ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Хопёрский заповедник
- Изучение микобиоты Центрально-Лесного государственного природного биосферного заповедника (Тверская область)
- Мохообразные трех особо охраняемых природных территорий Петродворцового района г.Санкт-Петербурга
- Новости
- Конференции
- Малоизученные проблемы
- TOPCONS
- Издания и аналитические работы
- Анализ выполнения раздела «Экология» стратегического плана Санкт-Петербурга
- Научная экологическая конференция школьников и студентов
- Некоторые аспекты экологических проблем: причины и следствия
- О возможности рационального использования воды,очищенной на станциях аэрации Санкт-Петербурга
- О роли научных конференций в становлении молодых ученых
- Роль гидросферы в процессах естественной самоочистки объектов природной среды
- Экологическая безопасность Северо-Западного региона
- Историческая справка
- Острые проблемы
- М.Г. Огурцов, «Современное потепление в контексте палеоданных о глобальной температуре Земли за последние 1000 лет»
- Рациональное использование природных ресурсов восточной части Финского залива
- С.В. Авакян, «Солнечно-земные связи, погода и современное изменение климата»
- С.В. Авакян, «Сравнение энергетики антропогенных и природных источников современного глобального потепления»
- С.В. Авакян, «Перспективы работы комиссии по физическим проблемам изменения климата»
- Статья А.В. Мещерской
- Отчет о деятельности
- За 2003 год
- Решения и постановления
- Постановление по вопросу «Молекулярная генетика как фактор экологизации земледелия»
- Постановление по вопросу «О перспективах охраны Ладожского озера»
- Постановление по вопросу «Оценка техногенного воздействия на планету Земля в реальном масштабе времени»
- Рекомендации семинара «Индикаторы устойчивого развития для Санкт-Петербурга»
- Рекомендации конференции «Основные направления деятельности Администрации Петербурга по вопросам охраны окружающей среды..»
- Решение семинара «Проблемы охраны водной системы Ладога-Нева-Финский залив от биологического загрязнения»
- Решения и постановления
- За 2005 год
- За последние годы
- За 2003 год
- Председатель и бюро Совета
- Проект «Наука — школе», часть 1
- Разработки научно-исследовательских институтов
- Структура совета
- Функциональные связи и деятельность Совета
- Экспертный опрос
- Биология и медицина
- Бюро совета и состав научного совета
- Историческая справка
- Основные направления деятельности
- Семинары и конференции
- Специализированные научные советы
- Научный совет «Приборы для медико-биологических исследований»
- Научный совет по проблемам генетики и биотехнологии
- Научный совет по проблемам молекулярной и клеточной биологии
- Научный совет по проблемам общей биологии
- Научный совет по проблемам физиологии
- Научный совет по фундаментальным проблемам клинической медицины
- Междисциплинарные проблемы транспортных систем
- Развитие агропромышленного комплекса
- Общественные и гуманитарные науки
- Химические науки
- Науки о Земле