Экспертный опрос

К вопросу состояния экологической культуры населения в Санкт-Петербурге

Вряд ли кто сомневается в том, что формирование экологической культуры населения основывается на развитии системы экологического воспитания, образования, просвещения и пропаганде экологических знаний. Что в этой цепочке важнее, и какие первоочередные задачи следует решать можно определить после анализа, в том числе, отношения населения к данной проблеме.

Для выяснения мнения населения был организован и проведен опрос различных групп, а именно:

1 - население, занятое в сфере решения экологических проблем (эксперты);

2 - журналисты, представляющие различные СМИ;

3 - работающее население с высшим образованием, но не связанным с экологическими проблемами;

4 - студенты 2-го курса одного из технических университетов города;

5 - учащиеся 8-10 классов различных школ Санкт-Петербурга.

Для проведения опроса была разработана анкета, содержащая 18 вопросов. Однако для некоторых групп опрашиваемых специфические вопросы исключались. При обработке анкет некоторые вопросы не включались в результаты, поскольку они задавались не всем опрашиваемым. Тем не менее, для ориентировки мнения по некоторым вопросам и для разработки предложений по решению проблемы использованы все ответы.

Поскольку количество опрошенных в каждой группе не превышало 56 человек, мы не станем утверждать, что наш опрос является высоко достоверным, но он вполне отражает основное мнение в выбранном нами срезе.

На вопрос "Интересуют ли Вас экологические проблемы?" все опрошенные ответили утвердительно, других ответов не было.

На вопрос "Знаете ли Вы экологические проблемы Санкт-Петербурга?" мнения распределились следующим образом.

Утвердительно ответили: эксперты и студенты - 95-98%; журналисты и население 3 группы - 76-73%; учащиеся школ только 56%. Затруднились с ответом почти все группы от 23 до 30%, за исключением экспертов и студентов.

Далее опрашиваемым был задан вопрос, знакомы ли они с идеями устойчивого развития. Оказалось, что эксперты знакомы все, журналисты немного больше половины, учащиеся школ - 26%, при этом около половины затруднились ответить, студенты - только 5% и 22% затруднились ответить. К сожалению, из третьей группы (население) никто не знаком.

На вопрос "Из каких источников Вы получаете информацию об экологических проблемах?" население третьей группы, студенты и журналисты сослались на СМИ, а эксперты и школьники получают, кроме того, сведения из научной литературы.

Большая часть опрошенных считает, что в СМИ и на телевидении слишком мало передач, посвященных проблемам экологии.

На вопрос, ведется ли пропаганда экологических знаний в учреждении, где работают или учатся опрашиваемые, в основном все группы-неспециалисты ответили отрицательно.

На вопрос, существует ли какая-либо просветительская деятельность по экологическим проблемам по месту проживания, получены в основном отрицательные ответы.

Мнения опрошенных относительно оценки уровня экологической культуры населения Санкт-Петербурга в большинстве сводятся к низкой или очень низкой.

По мнению опрошенных, Администрации города принадлежит активная роль, которая должна проявляться в поддержке развития экологической культуры, но также ей отводится ведущая и направляющая роль.

Относительно законодательной базы все опрошенные, в основном, считают, что нужны специфические законы, чтобы население стало экологически культурным. А вот на вопрос, готов ли опрашиваемый защитить газон от разрушения, эксперты, журналисты, школьники ответили, в основном, утвердительно, тогда как половина 3-ей группы и студентов ответили, что они не могут это сделать. При этом, в основном, назывались такие причины, как боязнь получить грубый ответ, отсутствие поддержки правоохранительных органов, незнанием, как это сделать.

На вопрос, готово ли наше общество к активным действиям в отношении загрязнителей окружающей среды, большая часть опрошенных ответила отрицательно. Среди причин на первом месте стоит "низкая активность населения" и далее те же причины, что и ответе на предыдущий вопрос, т.е. отсутствие поддержки от властей, отсутствие необходимых законов.

Анализируя полученные ответы можно резюмировать следующее.

Население Санкт-Петербурга интересует состояние экологических проблем, и оно, в основном, представляет, какие именно проблемы существуют в городе. Почти все сведения об экологической ситуации наше население получает из СМИ. При этом оно считает, что в средствах массовой информации слишком мало внимания уделяется вопросам решения экологических проблем и предлагает увеличить количество специальных передач по радио, телевидению, давать экологическую рекламу, клипы на экологические темы.

С сожалением приходится констатировать - наше население не знакомо с идеями устойчивого развития, за исключением специалистов. Одна из причин этого - отсутствие пропаганды этих идей в СМИ, в том числе отсутствие политики приоритета экологических проблем в передачах телевидения. В городе не ведется пропаганда экологических знаний по месту работы и проживания населения.

В то же время то преподавание знаний по проблемам экологии - их возникновение и возможные решении, которое ведется в школах и других учебных заведениях - оценивается как малоэффективное. Это серьезный сигнал, следует разобраться, почему такая ситуация возникла. Может быть, слишком мало времени отводится на обучение, может быть программы несовершенны или подготовка педагогов оставляет желать лучшего. Все эти вопросы требуют ответов.

Администрации отводится активная роль в поддержке и развитии воспитания экологической культуры населении, которая в настоящее время, по мнению участников опроса, оценивается низко. При этом необходимо укреплять нормативно-правовую базу, направленную на поддержание стремлений общества защитить окружающую природную среду от разрушения.

К сожалению, наше общество не готово к активным действиям против загрязнителей окружающей природной среды. Основными причинами этого следует назвать низкую активность и неумение проявить свои желания. Нельзя не отметить, что власти и правоохранительные органы не оказывают должной поддержки населению в тех случаях, когда оно выступает в роли защитника природы.