Научный совет «Прикладная механика и машиностроение»

Научный совет «Прикладная механика и машиностроение»

Председатель совета – академик, д.т.н., профессор В.М. Пашин,

Научный руководитель – директор ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова

Ученый секретарь совета – к.т.н. В. Г. Богдевич, с.н.с.

Базовая организация – ГНЦ «ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова»

В совете представлены:

  • Государственный научный центр «Центральный научно-исследователь-ский институт имени академика А.Н.Крылова» (ЦНИИ им.акад.А.Н.Крылова)
  • Институт проблем машиноведения РАН (ИПМаш РАН).
  • Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ).
  • СПб государственный университет водных коммуникаций.
  • Институт проблем транспорта РАН.
  • СПб государственный морской технический университет.
  • 1 ЦНИИ МО РФ и др.

Целями деятельности Научного совета являются поддержание уровня и развитие исследований в области прикладной механики и машиностроения, содействие становлению новых направлений исследований и разработок на основе современных подходов и методов решения научно-технических проблем во взаимодействии с традиционными региональными научными школами и коллективами.

Задачами деятельности Научного совета являются координация исследований и разработок, совершенствование методов их проведения, определение перспективных направлений исследований и инноваций, информационное обеспечение исследований и разработок в области прикладной механики и машиностроения.

Приоритетные научные направления работы совета:

  • Теория разрушения материалов и конструкций, прогнозирование ресурса и предопасных состояний, методы предотвращения катастрофических разрушений конструкций.
  • Теория и методы анализа гидроаэродинамического и акустического взаимодействия конструкций и сооружений с внешней средой.
  • Теория гидрофизических полей, модели механики неоднородной среды, методы анализа структуры течений.
  • Теория процессов образования и распространения вынужденных колебаний в конструктивных элементах энергетических комплексов, разработка средств звуко-виброизоляции и вибродемпфирования.
  • Методы оценки и прогнозирования надёжности технических объектов энергетического машиностроения, методы и средства контроля и диагностики технического состояния конструкций, механизмов и машин, информатизация машин и технологий.

Советом в 2005 – 2010 г.г. обсуждение хода и состояния исследований проводилось по проблемам:

  • развитие компьютерных технологий в гидродинамике;
  • научные проблемы создания транспортных систем;
  • определение и развитие рациональных технологий скоростного водного транспорта;
  • динамические эффекты в материалах при структурно-фазовых превращениях, процессы роста и образования дефектов, пор и микротрещин;
  • прочность конструкционных материалов в части исследования и нормирования тензотемпературных условий хрупкого разрушения листовых сталей при низких температурах;
  • проблема надёжности корпусов объектов морской техники для освоения ресурсов океана;
  • проблема диагностики состояния конструкций и оборудования и её решение на основе разработки и применения акустико-эмиссионного метода анализа состояния разнообразных сложных промышленных конструкций на всех этапах их жизненного цикла;
  • разработка и освоение технологии производства средств акустической защиты на основе новых композиционных материалов и технологий;
  • разработка новых критериев прочности элементов малошумного энергетического оборудования на современном уровне развития нелинейной механики разрушения;
  • разработка технологии судовых гибридных энергетических установок, обеспечивающих уровень преобразования топлива до 70% и экологическую чистоту в соответствии с перспективными зарубежными требованиями;
  • современное состояние проблемы радиационной безопасности корабельной ядерной энергетики.

Основные итоги работы

Определены наиболее перспективные методы и средства регистрации гидрофизических параметров водных масс акваторий для надежного оперативного определения степени техногенного воздействия на экологическое состояние акватории. Установлены оптимальные характеристики акустических систем профилирования донного грунта для оперативного контроля структуры донных осадков.

Разработан макетный образец малогабаритной автономной установки для очистки обеззараживания питьевой воды ионами серебра.

Разработаны основы теории сухого трения твердых тел за счет механизма решеточного скольжения с преодолением сил адгезии, в том числе применительно к атомно-силовой микроскопии.

Разработаны методология численного анализа поведения конструкций в условиях развития глубоких пластических деформаций и существенной геометрической нелинейности для оценки фактической несущей способности корпусных конструкций.

Научно-информационная, издательская деятельность

Все виды информационной деятельности, способствующей координации исследований и разработок, реализуются председателем и членами Научного совета, в основном, через головную организацию – ЦНИИ им.акад.А.Н.Крылова, ИПмаш РАН, ИПТ РАН. Эта деятельность состоит в организации или участии в работе международных, российских и региональных научных конференций, семинаров, выставок, экспертных советов, заседаниях научно-практических комитетов и комиссий, а также в издании научных трудов и в участии в работе редакционных советов изданий.

Примером этой многообразной деятельности является, в частности, в 2008-2010 г.г. организация и проведение научных конференций:

  • Конференция по строительной механике корабля памяти академика Ю.А.Шиманского;
  • Всероссийская научно-практическая конференция "Транспорт России: проблемы и перспективы";
  • Конференция по строительной механике корабля памяти профессора П.Ф.Папковича;
  • Конференция "Судовая акустика – 2009";
  • Конференция по гидромеханике и теории корабля – XLIII Крыловские чтения;
  • Научно-техническая конференция "Прикладные аспекты механики сплошной среды в кораблестроении", посвящённая 100-летию академика В.В.Новожилова.

Всего в 2008-2010 г.г. члены Научного совета и ведущие специалисты основных организаций, представленных в составе Научного совета, приняли участие в работе 68 научных конференций и выставок. Опубликовано 33 монографии и 25 периодических сборников научных статей в широком спектре проблематики в областях судостроения, машиноведения, транспорта.

Развитие международного сотрудничества

В международном сотрудничестве участвуют организации, представленные в Научном совете. Оно обширно и многогранно. Например, в ЦНИИ им.акад.А.Н.Крылова помимо участия в международных выставках и конференциях проводятся посещения зарубежных стран специалистами института для научно-практического взаимодействия по имеющимся и перспективным контрактам, а также участия в работе международных организаций (27 стран за последние 3 года). Также проводится приём зарубежных делегаций (всего 288 делегаций из 28 стран). Постоянными деловыми партнерами института являются, например, Научно-технологическая военно-морская лаборатория Минобороны Индии (NSTL), Китайская судостроительная торговая компания, ABBOY (Финляндия), Dolphin Exhibitions Ltd. и Lloyd,s Register (Великобритания), DCNS и Gastransport & Technigas S.A.S. (Франция) и ряд других. В целом институт выполняет не менее 60 контрактов ежегодно по иностранным заказам.

Участие в международных организациях, таких как Международная конференция опытовых бассейнов (МКОБ), взаимодействие с сертификационными организациями – Регистр Ллойда (Великобритания) American Bureau of shipping (США), Dakk,s GmbH (Германия) и др. – позволяет институту находиться среди наиболее компетентных специализированных научно-технических центров мира.

Другим примером является совместная научная и прикладная работа ИП транспорта РАН с американской транспортно-консультационной фирмой ALK Associates Inc. (Princeton N.J.) в области развития геоинформационных технологий, теории транспортных систем и логистики, оценки эффективности развития транспортной инфраструктуры.